Путь инженера
Рассказываем о машиностроении от первого лица!
Алексей ТОПОРОВ возглавляет службу главного технолога ООО «Электротяжмаш-Привод». В состав службы входят технологи основного производства и конструкторы по оснастке нестандартизированного оборудования. В подчинении у него находятся электроизоляционная лаборатория, специалисты входного контроля по изоляции - больше пятидесяти человек.
Служба занимается разработкой конструкторско-технологической документации на изготовление, отгрузку, упаковку. Помимо традиционной номенклатуры электродвигателей и генераторов для нужд РАО «Российские железные дороги» и атомной промышленности сейчас начинает широко внедряться морская тематика. Идет работа над интересным заказом: изготовление двигателей для приводо-ходовых винтов ледокола «Лидер».
Новые задачи требуют особого подхода к кадрам. Служба главного технолога нуждается в специалистах и со средним профессиональным образованием, и с высшим образованием. Требуются конструкторы по оснастке, разработчики нестандартизированного оборудования, проектировщики инструмента. Нужны технологи по механообработке, сборке и изоляции, программисты, которые разрабатывают управляющие программы - словом, широкий спектр специалистов.
Но, чтобы начать свою карьеру на предприятии технологом или конструктором, выпускнику инженерной специальности необходим хотя бы базовый уровень технических знаний. Или, как говорит Алексей Витальевич, способность отличать сверло от развертки, молоток от кувалды, умения работать на компьютере, а из компьютерных программ знать как минимум Компас, а еще лучше – если ребята увлекаются 3D моделированием.
- Недостаточно знаний и умений проектировать, нужно иметь мышление моделирования. Не все технические специалисты представляют себе картинку, чертеж в плоскости. Учитывая, что сейчас начинаем приобретать оборудование, которое готовит управляющие программы по разработанным 3D моделям деталей, способность программировать становится очень актуальной.
Инженерная специальность требует нескольких лет практики. Даже если закончить вуз с красным дипломом. В вузе получены знания теории, на предприятии нужно научиться их внедрять в производство. Почему по теории так, а на практике выходит по-другому. Значит, не учел что-то, недопонял. Но знания позволяют искать выход: что нужно исправить, где что настроить, какой инструмент правильно применить и в какой последовательности выполнить те или иные операции, чтобы изделие получилось. Тем более, когда имеешь дело с нестандартизированным оборудованием.
Начинал простым технологом с разработки технологической документации, материальных ведомостей. После изменения структуры завода пришлось резко расти, и к 30 годам стал главным технологом.
- Надо было осваивать не только то, чему я обучался – техническую обработку, но и вникать в сборку, учиться и учиться.
- То, что вы сегодня делаете, сильно отличается от того, чем вам приходилось заниматься в предыдущие годы? Насколько стали сложнее задачи?
- Если раньше порядка одной двух-трех новых изделий были в год, то сейчас это свыше десятка машин. Для примера, габариты тягового электродвигателя не превышают метр по длине, а в поперечном сечении – и вовсе не больше полуметра, а вот другое новое изделие – уже шесть на шесть метров. Даже просто обойти изделие, в том числе сверху, нужно использовать лестницу. Вот и почувствуйте разницу…
В прошлом году Топорову Алексею посчастливилось побывать на Балтийском заводе, посидеть в капитанской рубке ледокола «Лидер». Только подняв голову, видишь макушку этого ледокола. Это же здорово, когда твои изделия работают на разных направлениях российского государства, - убежден он. - И на ледоколах, бороздящих Ледовитый океан, и в новых тепловозах, везущих грузы по БАМу. Когда подумаешь, какие сейчас большие проекты реализуются в России, понимаешь, как важна даже самая толика твоего участия в них. Все движется - все изменяется. Быть инженером сегодня – интересно!
Алексей Топоров главный технолог ООО «Электротяжмаш»